Sunday 14 December 2008

Финансовый анализ

Актуальность
В рыночной экономике роль финансового анализа не только усилилась, но и качественно изменилась. Это связано, прежде всего, с тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки состояния экономики.
Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятия применяют методы финансового анализа для принятия решений. Основными пользователями финансовой отчетности компании являются внешние пользователи (акционеры, кредиторы, инвесторы, потребители, производители, партнеры, государственные налоговые органы) и внутренние пользователи (руководитель предприятия, работники административно-управленческого персонала и подведомственных подразделений).
Собственники анализируют финансовые отчеты с целью поиска путей повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
Принимая решение о вложении капитала в то или иное предприятие (например, при выдаче банком кредита), каждый инвестор оценивает риски, которые могут при этом возникнуть. Важную роль при этом играет оценка финансового состояния этого предприятия и эффективности его работы.
Если инвестор сочтет риск недополучения дохода неоправданно высоким, то он может отказаться от вложений в этот проект или потребовать увеличения платы в виде, например, процентов по кредиту.
Очевидно, что качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования.
Об интересе к финансовому анализу говорит тот факт, что в последние годы появилось много публикаций, посвященных финансовому анализу, активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д.

1. Значение финансовых аспектов бизнеса для современного лидера


Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие ключевые вопросы:
• каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
• где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
• как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предпринимательским проектом, а значит – одной из компетенций лидера-предпринимателя.
Одна из характерных черт рыночных отношений – прагматизм участников. Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера. Не составляет исключение и экономическая информация.
Финансовые вычисления появились с возникновением капитализма, но стали складываться в отдельную отрасль знаний лишь в XIX в. В то время они были известны как «коммерческие вычисления», или «коммерческая арифметика». Быстрый экономический рост ряда стран в конце XIX в. связывают с образцовой постановкой и поддержанием системы распространения коммерческих знаний. В частности, в Германии в те годы существовали 24 высших коммерческих училища, призванных культивировать эти знания.
Российские предприниматели также оценили перспективность нового направления. Страна, на три четверти безграмотная, со скудным бюджетом на народное просвещение, в течение десятилетнего периода (1896-1906гг.) обогатилась более чем на 150 дорогостоящих коммерческих школ. Большинство из них было создано за счет частной инициативы, поскольку годовой бюджет такой школы составлял в среднем 50 тыс. руб. и лишь 1,5% его была доля государства.
Основу коммерческих наук составляла коммерческая арифметика – наука, применение которой не только всегда сопровождает, но и большей частью обусловливает каждую сделку, каждую финансовую операцию.
В силу исторически сложившегося выбора в направлении строительства централизованно планируемой социалистической экономики коммерческая арифметика в России, в частности на уровне предприятий, не получила должного развития в послереволюционный период. Напротив, в странах с ориентацией на рыночную экономику по мере становления рынка капиталов коммерческая арифметика трансформировалась в самостоятельное направление, известное как «финансовое управление» или «финансовый менеджмент».
Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Составной его частью является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учета и вероятностных оценках будущих фактов хозяйственной жизни. Управлять – значит принимать решения. Но осознанные и оправданные решения можно принимать только на основе достоверной информации. Не случайно Наполеон говорил: «Управлять – значит предвидеть».
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база. Уровень объективности зависит от того, в какой степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку.
Такое восприятие значения финансового менеджмента меняет роль бухгалтера на предприятии, превращая его из простого регистратора фактов хозяйственной жизни в финансового аналитика, консультанта или менеджера. Бухгалтерский учет и отчетность становятся не «конечным продуктом» труда бухгалтера, а информационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для управленческих функций.
Предприниматель, являясь деловым лидером, должен демонстрировать понимание финансовых аспектов бизнеса, даже если его проект прямо не связан с операциями над финансовыми инструментами. Занимаясь предпринимательской деятельностью, вы должны принимать верные решения, влекущие за собой повышение или понижение стоимости бизнеса, контролировать финансовые службы вашей фирмы, читать отчеты и т.д., выплачивать зарплату персоналу.
Лидерство сегодня – это не только яркая бизнес-идея, но и умение выгодно использовать все возможности, правильно рассчитать ресурсы и найти их источники, определить ценовую политику, т.е. выстроить надежную финансовую систему предприятия. Безусловно, финансовый менеджер или главный бухгалтер могут решать эти задачи, но лишь содействуя руководителю бизнеса, выполняя его задания и отвечая на его вопросы. Лидер-предприниматель должен оставаться фигурой независимой, способной самостоятельно определять финансовую стратегию своего дела.

2. Финансы и финансовый механизм: понятия, элементы, функции

Финансы предприятия – это система денежных отношений предприятия (фирмы), возникающих в процессе создания фондов денежных средств предприятия и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения нужд общества.
Финансы предприятия как система отношений включает ряд элементов:
• отношения с поставщиками;
• отношения с потребителями;
• отношения с контрагентами фирмы по взысканию и уплате штрафов за нарушение договорных обязательств;
• отношения с банковской системой;
• отношения со страховыми организациями;
• отношения с инвестиционными фондами;
• отношения с персоналом фирмы (заработная плата);
• отношения с акционерами (выплата дивидендов);
• отношения с учредителями;
• отношения с государством;
• отношения с аудиторскими, юридическими и консалтинговыми фирмами.
Основными функциями финансов являются:
• формирование и использование денежных фондов (доходы и расходы);
• финансовое планирование;
• контроль (анализ показателей финансовой отчетности и оперативного учета);
• стимулирование (повышение эффективности деятельности фирмы посредством рациональной финансовой организации).
Отличительной чертой этих отношений является то, что они представляют собой совокупность денежных поступлений и выплат, образующих финансовый механизм бизнеса.
Финансовый механизм представляет собой систему воздействия на финансовые отношения посредством финансовых рычагов с помощью финансовых методов и заключается в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Финансовый механизм фирмы строится на следующих принципах:
• самостоятельность осуществления хозяйственной деятельности;
• самофинансирование (осуществление расходов за счет доходов с использованием заемных источников финансирования в случае временного недостатка доходов);
• ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины;
• прибыльность деятельности;
• материальная заинтересованность персонала фирмы в результатах работы.
Элементами финансового механизма являются:
• финансовые отношения - объект управления; возникают в процессе хозяйственной деятельности, отражают денежные потоки предприятия (инвестирование, кредитование, налогообложение);
• финансовые рычаги - приемы воздействия на деятельность предприятия; включают набор показателей: прибыль, доход, дивиденды, цена, амортизационные отчисления и т.д.;
• финансовые методы - способы воздействия на систему: прогнозирование, финансовое планирование, учет, анализ, контроль, регулирование, кредитование, налогообложение, страхование.
Система управления финансами (рис. 1) на предприятии, включает в себя управляющую систему (субъект управления) и управляемую систему (объект управления). В зависимости от размеров предприятия, его масштабов, видов деятельности и т.д. организационная структура управления финансами может строиться по-разному. На крупных предприятиях, как правило, создается специальная служба, возглавляемая финансовым директором; на малых – функции главного финансового управления может выполнять главный бухгалтер.

3. Понятие, основные цели, функции и виды финансового анализа

Прежде всего, рассмотрим перечень и определение основных понятий, которые служат основой для составления финансовых отчетов предприятий.
Активы предприятия – это его ресурсы, которые должны принести предприятию выгоды в будущем. Активы предприятия должны принадлежать ему (а не быть, например, арендованными) и должны быть ранее приобретенными (а не находящимися в стадии приобретения).
Обязательства предприятия трактуются, как источники приобретения активов, заимствованные на время у других лиц (не владельцев предприятия).
Собственный капитал предприятия рассматривается как остаток активов после вычета из них суммы всех обязательств. Иногда собственный капитал называют чистыми (т.е. освобожденными от долгов) активами. Собственный капитал складывается из инвестиций владельцев предприятия и величины прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности и оставленной (реинвестированной) предприятию.
Доходы представляют собой увеличение активов предприятия, обусловленных, главным образом, производством и поставкой товаров и услуг в рамках основной деятельности предприятия. Предприятие может получать доходы также от инвестиционной деятельности как результат владения и продажи активов.
Затраты (издержки, расходы) представляют собой уменьшение активов или увеличение обязательств (пассивов) или сочетание того и другого в связи с производством и поставкой товаров и услуг в рамках деятельности предприятия.
Прибыль предприятия за период времени – это разность между доходами предприятия за данный период и его издержками, вызвавшими получение этих доходов.
Приведенные выше определения являются ключевыми для формирования баланса и отчета о прибыли. Баланс - это финансовый отчет, отражающий состояние средств, обязательств и капитала на определенный момент времени в денежном выражении. Баланс состоит из двух частей - актива и пассива. Актив показывает экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие имеет перед кредиторами. Баланс может строиться по двум признакам - по степени увеличения или уменьшения ликвидности активов.
Ниже приведена характеристика основных понятий баланса предприятия. Понятие “баланс” употребляется здесь и везде далее не как бухгалтерская категория, а исключительно как информационное описание активов предприятия и источников их финансирования.
Оборотные средства предприятия отличаются от основных активов тем, что предприятие владеет этими средствами на протяжении периода, не превышающего один год. В течение некоторого времени (менее одного года) эти средства трансформируются в деньги, затем оборотные средства пополняются, обеспечивая тем самым непрерывный процесс текущей деятельности предприятия. Используемые в процессе деятельности предприятия оборотные средства включаются в издержки предприятия и участвуют тем самым в формировании прибыли компании. Основные средства приобретаются предприятием в расчете на длительное, более одного года, использование. Это результат так называемых долгосрочных вложений (инвестиций) предприятия. В процессе текущей деятельности компании стоимость основных средств предприятия включается в его издержки по частям в соответствии с принятыми в конкретной стране правилами. Говорят, что основные средства амортизируются. Способы амортизации различаются сообразно типу основных средств.
Краткосрочные обязательства представляют собой сумму задолженностей предприятия различным юридическим и физическим лицам, каждая из этих задолженностей должна быть погашена в течение срока, не превышающего один год. Долгосрочные обязательства представляют собой заемный капитал компании. Отличительной особенностью заемного капитала является то, что он передается предприятию на сравнительно продолжительное время (более одного года) и должен быть возвращен владельцу капитала единоразово или по частям с выплатой фиксированного заранее оговоренного вознаграждения (процентов). Собственный капитал вкладывается ее владельцами на неопределенный промежуток времени и не предполагает возврата когда-либо в будущем. Владельцы собственного капитала, в отличие от владельцев заемного капитала, не рассчитывают на получение фиксированного вознаграждения. Это вознаграждение зависит от результатов деятельности предприятия и выплачивается в виде дивидендов.
Отчет о прибыли предприятия дает представление об эффективности деятельности предприятия за конкретный промежуток времени. Структурно отчет о прибыли оформляется в виде таблицы, в которой производится последовательное вычитание из выручки предприятия всех издержек, включая финансовые и налоги, так, что в конечном итоге получается чистая прибыль предприятия.
Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основными функциями финансового анализа являются:
• объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;
• выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
• подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
• выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов, среди них можно выделить следующие:
• горизонтальный анализ;
• вертикальный анализ;
• трендовый анализ;
• метод финансовых коэффициентов;
• сравнительный анализ;
• факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем, факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

No comments:

Post a Comment