Friday 26 December 2008

Факторинг - доклад

Сущность факторинга
Одним из методов финансирования предпринимательской деятельности являются факторинговые операции. Факторинг – это переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:
- факторинговая компания или факторинговый отдел банка – специализированное учреждение, покупающее у своих клиентов требования к их покупателям. Фактически происходят покупка дебиторской задолженности и финансирова¬ние фирм-клиентов;
- фирма-клиент (поставщик товара, кредитор) — фирма, за¬ключающая соглашение с факторинговой компанией;
- фирма-заемщик — покупатель товара.

Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств, а также ускорению оборачиваемо¬сти оборотных средств. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних организаций, которые тради¬ционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевремен¬ного погашения дебиторской задолженности и которые ограни¬чены в получении банковского кредита. Таким образом, факто¬ринговое обслуживание обеспечивает для предпринимательской организации-поставщика следующие преимущества:
- возможность финансирования за счет средств факторинго¬вой компании до наступления срока платежа;
- уменьшение финансового риска;
- возможность получения от факторинговой компании ин¬формации о платежеспособности покупателей — клиентов фирмы.

Однако факторинговому обслуживанию подлежат не все пред-принимательские организации. Так, факторинговые компании, как правило, не принимают на обслуживание следующие орга¬низации:
 с большим количеством дебиторов, задолженность каждо¬го из которых выражается небольшой суммой;
 занимающиеся производством нестандартной или узкоспе-циализированной продукции;
 работающие с субподрядчиками;
 реализующие свою продукцию на условиях послепродаж¬ного обслуживания;
 заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных эта¬пов работ или до осуществления поставок.
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам филиалов или отделений предпринимательских фирм.

Различают несколько основных видов факторинговых опера¬ций. Фак-торинговые операции могут быть внутренними и международ¬ными. В том случае, если сто¬роны по договору купли-продажи (фирма-поставшик и ее клиент), а также факторинговая компания находятся на территории одной страны, — это внут¬ренний факторинг. Если же участники факторингового соглаше¬ния находятся на территории разных стран, — это международ¬ный факторинг.
Выделяют открытые и скрытые факторинговые операции. От¬крытые — если должник уведомлен о том, что требование про¬дано факторинговой компании. При скрытом (тихом) факто¬ринге клиент заключает договор с факторинговой компанией, не извещая об этом своих покупателей. Данный признак классифи¬кации является основным, так как в данном случае от вида со¬глашения зависит организация факторинговой операции.
Кроме того, факторинговое соглашение может быть с правом регресса и без права регресса. Наличие права регресса преду¬сматривает возможность обратного требования к фирме-постав¬щику возместить уплаченную сумму при отказе покупателя от вы¬полнения своих обязательств, т.е. в данном случае кредитный риск несет фирма-поставщик. Если же заключается факторинговое со¬глашение без права регресса, то в данном случае вместе с прода¬жей денежных требований факторинговой компании передается и кредитный риск.
Соглашение о факторинговом обслуживании заключается между фирмой-поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от 1 года до 4 лет, и его действие может быть прекращено по следующим причинам: взаимное согласие сторон; желание факторинговой компании; желание поставщика; неплатежеспособ-ность поставщика.
Если в договоре факторинга оговорены услуги, которые фак¬тор-компания оказывает поставщику, то они должны быть воз¬награждены. Размер вознаграждения зависит от объема работы, выполняемой факторинговой компанией, и рассчитывается как процент от годового оборота поставщика. Его конкретная вели¬чина зависит от степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, масштабов и структуры производственной деятель¬ности поставщика. Размер вознаграждения, как правило, колеб¬лется в пределах 0,5—3% суммы переданных счетов. При нали¬чии регресса обычно делается скидка на 0,2—0,5%.


Преимущества от применения договора факторинга
Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик может:
 увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
 получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
Покупатель может:
 получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
 существенно уменьшить риска получения некачественного товара;
 увеличить объем закупок;
 улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.
Основными доходами фактора являются:
 проценты по кредиту;
 факторинговые тарифы.

Таким образом можно выделить главные экономические достоинства факторинга:
 увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
 превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
 возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
 независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
 возможность расширения объемов оборота;
 повышение доходности;
 экономия собственного капитала;
 улучшение финансового планирования.
Факторинг позволяет поставщику сконцентрироваться на основной деятельности, ускорить оборот капитала, повышая в нём доли производительного капитала, тем самым увеличивая его доходность. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.
Важно отметить, что эти услуги позволяют поддерживать оптимальное соотношение собственного и заёмного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.

No comments:

Post a Comment