Wednesday 11 February 2009

Финансовое право - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО “Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова”
Улан-Баторский филиал


РЕФЕРАТ
студентки 4 курса очной формы обучения
Улан-Баторского филиала ГОУ ВПО “Российская экономическая академия
им. Г.В.Плеханова”

Батбаатара Оюунтогса

На тему: Анализ государственного бюджета Монголии
Научный руководитель: к.ю.н., Людвиг С.Г.


Монголия
2009 г.


Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и роль государственного бюджета
1.1. Понятие и роль государственного и местного бюджета
1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
1.3. Субъекты бюджетных правоотношений
Глава 2. Анализ государственного бюджета Монголии и взаимосвязь между расходованием бюджета и экономическим положением страны
2.1. Экономическое состояние Монголии за 2007 г, 2008 г.
2.2. Рост расходов Правительства
2.3. Балансирование бюджета
2.4. Взаимосвязь экономики Монголии и государственного бюджета, некоторые вопросы заслуживающие внимания
Литература


Введение

Данная работа содержит 2 основные главы. В первой части рассказываю о государственном бюджете с теоретической точки зрения, и вторая часть содержит информацию, которую я собрала и проанализировала в цели подготовки для написания дипломной работы. Тема моей дипломной работы называется “Анализ государственного бюджета Монголии”.
Объект исследования в данном реферате является Монголия, предметом исследования – государственный бюджет Монголии.
В заключении я постаралась сделать общие выводы по данному реферату.
Для написания данной работы я использовала большое количество литературных источников – книги, журналы – список которых указан в конце работы.

Актуальность темы исследования. Современное экономическое состояние Монголии и уровень жизни населения очень низкие. Социально – экономическое развитие Монголии медленное и по сравнению с другими постсоциалистическими странами Монголия оказывается отстальной бедной страной. Как будущий экономист, я с 1 курса сделала различные исследования, рефераты, курсовые работы и научные работы об экономическом положении Монголии и вопросах, заслуживающих внимания. В прошедшем времени я узнала о том, что чрезмерное вмешательсво государства в экономике Монголии само стало тормозом экономического развития страны и государственные деятельности не очень эффективные.
Поэтому для дальнейшего развития страны и оздоровления структуры бюджета Монголии важно исследование в этой сфере.



Глава 1. Понятие и роль государственного бюджета

1.1. Понятие и роль государственного и местного бюджета

Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Монголии как и любого другого государства. Бюджет – необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, видб поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, то есть в характеристике бюджета как экономического механизма. В этом аспекте бюджет представляет собой совокудност экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов государства.
Понятие бюджета имеет и юридический аспект.В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.
Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственнной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня аймаков и городов, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления (сейчас Монголия в экономическом кризисном положении) в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета проявлялись такие в определенной мере преодоленные негативные факторы, как бюджетный дефицит, обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.

1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения

Бюджетное право можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
Бюджетное право – основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Монголии, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Монголии, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчеты об исполнении бюджета.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образует бюджетное законодательство.
Бюджетное законодательство Монголии состоит из Закона “О государственном бюджете”, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных законов и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.
Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

1.3. Субъекты бюджетных правоотношений

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:
1. Государство, национально-государственные и административно-территориальные образования.
2. Представительные и исполнительные органы государственной и местной власти.
3. Государственные и муниципальные организации.
К первой группе относятся: Российская Федерация, республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, республики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанностей.
Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений относятся: представительные органы власти разного уровня; Правительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система финансовых органов; финансовые управления и отделы; Федеральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.
Бюджетные правоотношения могут возникать между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.
К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные предприятия; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.


Глава 2. Анализ государственного бюджета Монголии и взаимосвязь между расходованием бюджета и экономическим положением страны
2.1. Макроэкономическое положение страны

Экономическое положение Монголии за 2007 год.
Реальный экономический рост составлял в 2007 году 10,2% , это на 1,6 пункта выше чем в 2006 году.
Реальный объем ВВП (по сравнительной цене 2005 года) составлял в 2007 году 3325,9 млрд.туг., ВВП на душу населения 1503,1 долл. США. Это число показывает, что доля ВВП в 2007 году выросла на 23,8% по сравнению с 2006 годом и 2 раза больше чем в 2004 году.
В общем, экономика Монголии быстро развивается в последние 4 года.
Рис 1.Экономический рост, ВВП на душу населения

Экономический рост в основном повысился в таких секторах экономики, как добыча нефти, внешняя торговля и отрасль информационной технологии, цена на которых значительно уменьшился и конкуренты на рынке увеличивались.
Экономика нашей страны развивается сравнительно быстро и стабильно по сравнению с другими развивающими странами.
Рис 2. Реальный экономический рост, по стране


Рис 3. Структура экономики , по статьям, средняя доля в 2004-2007 гг.



В структуре экономики нашей страны горнодобывающая отрасль занимает 27,1%, отрасль сельского хозяйства – 23,7%, отрасль связи и хозяйство транспорта и хранения занимает 11,4%. Структура экономики изменилась в 2004-2007 гг., то есть отрасль сельского хозяйства занимала в 2004 году 25,4%, а в 2007 году – 20,5%. Горнодобывающая отрасль занимала в 2004 году 19,4% в структуре экономики, а в 2007 году – 29,5%, то есть до 2007 года эта отрасль эффективно развивалась и занимала большую роль в нашей экономике. Из этого очевидно, что в экономике Монголии горнодобывающая отрасль доминирует и страна стала более зависимым от этой отрасли.
Чистий экспорт
Внешняя торговля нашей страны значительно увеличивалась в последние 4 года и общий оборот составлял в 2007 году 4119,3 млн.долларов США, а в 2004 году был 1864,9 млн.долл. Дефицит торговли ежегодно уменьшился, в 2006 году первый раз наблюдался профицит на сумму 57,2 млн.долл., а в 2007 году еще дефицит в сумме 221,0 млн.долл.
Уровень инфляции
В нашей экономике уровень инфляции в начале 2004 года был 7,0%, в конце этого года увеличился и составлял 11,0%. В 2005 году составлял 9,5%, в 2006 году на 3 пункта уменьшился и составил 6,0%, но в 2007 году обратно повысился и составил 15,1, а по состоянию октября 2008 года этот показатель составлял 35,1%. Это зависит от роста цен на бензин.
Экономическое положение Монголии за ноябрь 2008 года .
Общие доходы государственного объединенного бюджета по состоянию ноября 2008 года, итог государственной помощи составлял 1913,9 млрд.туг.,а расходы и кредиты – 2076,9 млрд.туг.. Из этого видно, что дефицит баланса бюджетов составлял 162,9 млрд.туг. Также, доход государственного бюджета составлял 1901,6 млрд.туг., текущие расходы – 1521,2 млрд.туг., на сумму 380,4 млрд.туг. работала прибыльно. Налоговые доходы увеличивались на 32% по сравнению с предыдущим годам, а доходы от налогов внешней торговли – на 48,1% и обязательных особенных взносов – 34,1%.
Курс валюты повысился на 14,2 %
Монгол Банк информирует, что предложение денег увеличилось на 5,8 млрд.туг. по сравнению с предыдущим годом. Наличные деньги в обращении в ноябре 2008 года составляли 330,9 млрд.туг., то есть на 2,3% выше чем в 2006 году. Тугриковый вклад хозяйствующей единицы и граждан уменьшился на 6,3%, а вклад иностранной валюты увеличивался на 14,2 %.
Внешняя торговля убыточно на сумму 80,9 млн.долл.
Общий товарооборот внешней торговли Монголии составлял 5664,6 млн.долл., в том числе экспорт – 2325,8, импорт – 3338,8 млн.долл. По этим показателям наша внешняя торговля убыточно на сумму 1013 млн.долл. Объем дефицита внешней торговли увиличился на 807,9 млн.долл. по сравнению с предыдущим годам и рост цены на импортируемые готовые продукции и бензин, и падение цен на основные экспортируемые продукции нашей страны повлияли на дефицит внешней торговли.
Продукции хозяйствующих субъектов Монголии продавались на внутренном и внешнем рынке в сумме 2733,6 млрд.туг..

2.2. Рост расходов Правительства


В последние годы расходы Правительства нашей страны постоянно увеличиваются и в Монголии тежялое экономическое состояние в связи с финансовым кризисом в мире.
В прямой зависимости от того, что наша основная продукция экспорта состоят только из природных ресурсов и падения цен на медь и золото на мировом рынке наблюдается плохая ситуация в нашей экономике. Доход бюджета значительно уменьшается, банки прекратили свои кредитные операции и таким образом наличные деньги в обращении редко уменьшились. Отрасль строительного бизнеса находится в застое, потому что у населения нет большой суммы наличных денег и даже нет возможности получения банковских ипотечных кредит и заим. Уровень инфляции в конце 2008 года достиг выше 35%, цены на все продукции вдвое увеличились, например цена на транспортные услуги вдвое и цена на потребительские товары /хлеб, мясо, сладости, мука, рис, овощи/ значительно увеличились. Сокращение наличных денег в обращении и уменьшение дохода населения в большой мере влияют на доходы организации, хозяйствующих субъектов и населений – продавцов. Таким образом в результате мирового финансового кризиса в Монголии наблюдается кризис финансово - экономической системы.
Поэтому государство руководствуется экономной политикой, чтобы сократить расходы государства.
Когда я проанализировала планирование и исполнение государственного бюджета Монголии на 2007 год я увидела неправильное проведение политики государства по мере расходования бюджетов, но это чисто связано с политическими интересами двух главных партий и их обещаний в периоде голосования парламента. В результате выполнения обещаний членов парламента расходование государственного бюджета была не прибыльна и не выгодна для дальнейшего развития экономики страны, все деньги затратились только на различные виды социальной помощи.
Особенно для небольших стран с низкой производительности, в том числе для Монголии важнейшим методам увеличения результативности деятельности государства является держать государственные расходы на малом уровне как возможно.

Таблица 1.ВВП и рост расходов бюджета, отношение, по текущей стоимости
млрд.туг.




Источник информации: Сборник статистики Монголии, 2003,20006, Выполнение бюджета Министерства Финансов
Из таблицы 1 очевидно, что с 2000 года ВВП по текущей стоимости увеличился на 4,5 раза, а общие расходы государственного бюджета увеличились на 4 раза, то есть расходы увеличились следовательно росту ВВП. Но в 2001, 2002, 2006 и 2007 гг. темпы роста расходов бюджета превышал темп роста ВВП.
На международном уровне размер Правительства стран сравниваются несколькими показателями. К ним относятся:
1. Объем государственных расходов в ВВП,
2. Объем государственных потреблений в ВВП,
3. Объем потреблений государственных учреждений в общем расходе,
4. Объем дотации и текущих переводов в общем расходе бюджета.


Рис 4. Объем общих и текущих расходов государственного бюджета в ВВП


Источник информации: Сборник статистики Монголии -2003, 2006, выполнение бюджета Министерства Финансов

Как видно из рисунка 4, общие расходы государственного бюджета в ВВП оказались наивысший объем в 2001-2002 гг., что составляли 44,4% в общей сумме ВВП, далее в 2005 году этот уровень резко уменьшился, и в 2006-2007 гг. обратно увеличился до 38,3%. В среднем в последние 8 лет доля расходов государственного бюджета в общей сумме ВВП составляла около 39% и это показывает, что государственное вмешательство в экономике Монголии значительно большое.
Использовала сборник “Индикаторы мирового развития – 2007” в цели сравнительного исследования объема расходов Правительства Монголии с другими странами мира.

Таблица 2.
Процент расходов государственного бюджета в ВВП, мировой средний размер и группы доходов стран, по региону




Источник информации: World development indicators, 2007 Table 4.10. Cantral Government Finances, page 226-228. *Объем расходов государственного бюджета в сумме ВВП Монголии, по процентам.


Очевидно из таблицы 2., что расходы бюджета Монголии чрезмерно большие по сравнению с уровнем развития самой экономики. По состоянию 2005 года Монголия входила в состав группы стран с малыми доходами, а средний уровень стран из этой группы составлял в 2005 году 15,5% и Монголии – 27,5%. Из этого свидетельствует, что расходы бюджета Монголии намного более чем объемы своего экономического потенциала и уровня развития. Но этот показатель был в 2005 году самый низкий, после этого года расходы бюджета нашей страны в сумме ВВП достигли на 42,1-44,4%. По состоянию 2007 года общий расход бюджета в ВВП Монголии составил 38%.
В сборнике “Индикаторы мирового развития – 2007” отмечалось, что в 2005 году размеры общего расхода государственного бюджета в ВВП составил в РФ 20%, в Китае – 11,1%, в Армении - 18,1%, в Грузии – 17,4 и в Таджикстане – 13,7%.
Также в книге “Отчет конкурентоспособности мировых стран, 2005-2006” отмечались, что Монголия занимает 96-ое место из 117 стран по индексам конкурентоспособности, по дефицитам бюджета – 100-ое место, и по нерезультативности расходов Правительства занимала 109-ое место. На основании этой информации могу утверждать, что расходы государственного бюджета Монголии чрезмерно большие, которые не совпадают с уровнем развития, потециала и возможности экономики страны.
Моя точка зрения, что государство Монголии должен принять меры, чтобы держать объем расходов бюджета и уменьшить рост текущих затратов бюджета.


2.3. Балансирование бюджета

Бюджет Монголии оказывался прибыльно в последние 3 года (см рис 8). По примеру других стран прибыльное выполнение бюджета не очень распространено и такая ситуация сама считается ошибкой планирования бюджета. Знакомые экономисты нашей страны утверждают, что в случае роста расходов бюджета и прибльности бюджета государство должно уменьшить налоги и сборы и руководствоваться политикой расширять экономику.

Рис 5.
Доходы, расходы и балансирование государственного
бюджета Монголии, млрд.туг.



Источник информации: Правительство Монголии,”Проект приоритета социально-экономического развития Монголии, перспектив в 2010-2011 гг.”. УБ., 2008, стр.36.

Работники МинФина говорят, что эта прибыльность бюджета страны связана с недооценкой его доходов и неполного расходования инвестиций бюджета. Профицит бюджета Монголии 2007 года связан с одной стороны с тем, что доход бюджета превышал планирование бюджета на 10,7%, т.е. на 181,2 млрд.туг., и с другой стороны общий расход они сэкономили на сумму 63,8 млрд.туг.
Экономисты и эксперты говорят, что эта экономия расходов бюджета 2007 года не очень позитивная и прибыльная, потому что на самом деле правительство не могло своевременно выполнить свои планируемые работы и проекты, а его работы отложится на следующий год. Поэтому это не уменьшение расходов, а небрежность работы.

Таблица 3.
Планирование и выполнение основных показателей
бюджета 2007 года, млрд.туг.




Источник информации: сама расчитал, использовала Утвержденный бюджет 2007 года и его отчет выполнения из архивы МинФина.


2.4. Взаимосвязь экономики Монголии и государственного бюджета, некоторые вопросы заслуживающие внимания


Как было выше отмечено, в Монголии наблюдается сильное вмешательство государства в экономику. Наблюается изменение в структуре экономики Монголии в последние годы (см. рис.8 и рис. 9), доля горнодобывающей отрасли в экономике была в 2000 году 11,5%, а в 2007 году объем этой отрасли достиг на 30% и стал влияющим сектором в экономике.


Рис 6.
Структура секторов ВВП 2000 года , %




Рис 7.
Структура секторов ВВП 2007 года , %




По международной классификации горнодобывающий сектор экономики входит в состав первичной отрасли (как отрасль сельского хозяйства) экономики и страна, в экономике которой большую долю занимает первичная отрасль, считается страна с отставшей структурой экономики. Поэтому снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре экономики от 6% до 5,8% и повышение объема первичных отраслей (приблизился к 50%) показывает нам углубление регресса структуры экономики.
Национальное НалоговоеУправление информирует, что доходы от налогов горнодобывающих промышленностей занимают 38% от общего дохода государственного бюджета. Из этого нам видно, что наш государственный бюджет намного зависит от горнодобывающей отрасли и цены на золота и медь на мировом рынке, то есть долгосрочная стабильность доходов бюджета нашей страны очень рискована.
Со стороны расходов бюджета наш государственный бюджет направили на социальные нужды.

Рис 8.
Удельный вес расходов зарплаты и социальной помощи в общей сумме расходов государственного бюджета





Как я уже сказала, политические партии во время голосовании парламента давали обещания народам о социальной помощи, которые превышали экономическую возможность страны и выполнили свои обещания в последние 4 года. Поэтому государственный бюджет Монголии превратился в бюджет, которыый направлялся на социальную помощь.
С другой стороны вышеотмеченные затраты социальной помощи увеличили объему наличных денег в обращении и это приводит к росту уровня инфляции, то есть бюджет государства превращался к основным источникам повышения уровня инфляции.
Анализируя все эти проблемы, могу отметить, что 2-3 года тому назад стало наблюдаться некоторые признаки экономического упадка в Монголии, например в последные годы расходы государства быстро увеличились, доходы бюджета стали зависимыми от горнодобывающей отрасли, расходы бюджета стали с чертой социальной помощи, сам бюджет является причиной роста инфляции в экономике.
Экономисты и ученые Монголии напоминали об этом в 2006 - 2007 гг.


Заключение
1. Об экономическом политике Монголии: Хотя в основных показателях экономического развития страны наблюдаются положительные показатели, например в 2007 году экономический рост составлял 10,2%, ВВП на душу населения достиг выше 1500 долларов США, объем чистого экспорта увеличивается, но и наблюдаются многие негативные ситуации. К ним относятся:
a. Структура экономики очень рискована,
b. Экономика нашей страны полностью зависит от цены золота и на медь на мировом рынке, то есть от горнодобывающей промышленности,
c. Внешняя торговля убыточно (импорт превышает экспорта),
d. Уровень инфляции в 2008 году достиг на более 35%,
2. О положении государственного бюджета Монголии: В письменном форме бюджет выглядит прибыльно и экономно, но на самом деле работы правительства не могут выполнять своевременно, то есть государство не может работать хорошо. Это я выявила для себя в период прохождения практики и выполнения должностных задач. Недостатки бюджета страны:
a. Доход от налогов горнодобывающей промышленности составляют 38% от общего дохода бюджета страны, то есть доход во многом зависит от этой отрасли,
b. Расходы бюджета направлены в 2004-2008 гг. в основном на социальные нужды, а эти затраты не совпали с экономическим потенциалом Монголии. Виноват закон о голосовании парламента, т.е. виноваты руководители государства страны – представители Монгольских граждан.
c. До сегодняшнего дня состояние Монголии не смогла политически развить свою экономику, а наоборот ухудшала состояние экономики, государственного бюджета и структуру экономики.
d. Государственное вмешательсто в экономике чрезмерно, но некачественно.
e. Нуждаются участие граждан в экономической деятельности государства и их контроля над действиями членов парламента и высоко квалифицированные специалисты в сфере экономики и финансов.


Литература
1. Конспекты лекции по дисциплине “Финансовое право” к.ю.н. Людвига С.Г. РЭА им. Г.В.Плеханова
2. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.Химичева. – Ф59 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2005. – 749 с.
3. Обзор социально – экономического развития Монголии, МинФин Монголии, 2008 г.
4. Газета “Унуудур” , ноябрь 2008 года.
5. Сборник статистики Монголии, Национальный комитет статистики, 2003, 2006 г.
6. Выполнение бюджета Министерства Финансов, 2007 г.
7. World Development Indicators, 2007 Table 4.10. Central Government Finances, page 226-228.
8. Проект приоритета социально – экономического развития Монголии, перспектив в 2010-2011 гг., Правительство Монголии, УБ., 2008, стр.36.
9. Утвержденный бюджет 2007 года и его отчет выполнения из архивы МинФина.
10. Социально-экономическое развитие Монголии в 2006 году, МинФин Монголии, 2007 г., стр.10.
11. www.mof.gov.mn – Официальный вебсайт Министерства Финансов Монголии.